Динамика погрузки и грузооборота на сети ОАО «РЖД»

в апреле и за 4 месяца 2018 года в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет

 

I.Динамика погрузки за апрель и 4 месяца 2018 года

 

Погрузка в апреле 2018 года достигла 108,9 млн.тонн. Рост по сравнению с апрелем прошлого года составил 3,4%. Высокие темпы роста показали все виды грузов за исключением нефтеналивных и строительных материалов: каменный уголь и кокс (+8,4%), черные металлы и лом (+8,1%), прочие виды грузов (+10,5%), химикаты и удобрения (+5,8%), руда (+5,6%).

Погрузка нефтеналивных грузов осталась на уровне апреля 2017 года с ростом на 4,9% к апрелю 2016 года.

Негативную динамику по итогам апреля показали строительные грузы (-6,8%). Причем погрузка цемента уменьшилась на 8,7%, строительных материалов на 6,6%, на лесных грузов на 2,4%. Погрузка промышленного сырья и формовочных материалов осталась на уровне апреля 2017 года. Погрузка строительных грузов снижается второй месяц подряд.

Примечательно, что апрель 2018 года стал первым месяцем, оказавшим негативное влияние на погрузку строительных материалов, что, скорее всего, связано с затянувшейся зимой в Европейской части России и поздними сроками начала строительных работ в этом году. Также в связи с проведением в этом году Чемпионата Мира по футболу и сокращенным периодом проведения строительных работ в летний сезон перевозки строительных грузов могут показать отрицательную динамику по итогам года, что будет отражаться на протяжении 2-3 кварталов.

По итогам 4 месяцев 2018 года погрузка составила 424,6 млн.тонн и увеличилась на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Рост в абсолютном выражении составил 14,2 млн.тонн.

Наилучшую динамику показали прочие грузы (+12,8%), черные металлы и лом (+8,2%).

Более умеренную положительную динамику показали химикаты и удобрения (+5,4%), каменный уголь и кокс (+4,5%), руда всякого рода (+2,4%). При этом погрузка угля показывает существенное снижение темпов прироста по сравнению с 2017 годом (+4,5% против +9,0%)

Ввиду существенного снижения темпов прироста в марте (-5,3%) и апреле (-6,8%) погрузка строительных грузов по итогам четырех месяцев по итогам 4 месяцев возросла только на 0,4%, достигнув 73,2 млн.тонн, что в целом соответствует уровню 2016 и 2017 годов. По  итогам 2-ого - 3-его квартала погрузка строительных материалов может снизиться на 5-10%.

Погрузка нефтеналивных грузов показывает негативную динамику (-1,2%), но пока сохраняется на уровне 2016 и 2017 годов (79,5 млн.тонн против 80,5 и 79,7 млн.тонн соответственно. Если на этом направлении железнодорожным транспортом не будут проведены коренные изменения, нефть продолжит уходить в трубу с соответствующим сокращением перевозок даже в условиях роста потребности народного хозяйства в топливе.

Положительная динамика погрузки прочих грузов объясняется ростом погрузки зерна (+46,2% или +3,1 млн.тонн) и рекордным урожаем в Российской Федерации в 2017 году.

Темпы погрузки в апреле сохранились на уровне IV квартала 2017 - I квартала 2018 года.

Погрузка в апреле 2018 года увеличилась на 3,6 млн.тонн (+3,4%) и достигла 108,9 млн.тонн. Наибольший вклад в рост внесли каменный уголь и кокс (+2,4 млн.тонн или +2,4%). 

Умеренный вклад внесли прочие грузы (+1,0 млн.тонн или +0,9%), руда всякого рода (+0,6 млн.тонн или +0,6%), черные металлы и лом (+0,6 млн.тонн или +0,6%), химикаты и удобрения (+0,4 млн.тонн или +0,4%).

Отрицательный вклад внесли строительные грузы (-1,5 млн.тонн или -1,4%).

Погрузка по итогам 4 месяцев 2018 года увеличилась на 14,2 млн.тонн (+3,5%) и достигла 424,6 млн.тонн. Наибольший вклад в рост внесли каменный уголь и кокс (+5,6 млн.тонн или +1,4%), а также прочие грузы (+4,5 млн.тонн или +1,1%)

Умеренный вклад внесли черные металлы и лом (+2,3 млн.тонн или +0,6%), химикаты и удобрения (+1,5 млн.тонн или +0,4%), руда всякого рода (+1,0 млн.тонн или +0,2%), строительные грузы (+0,3 млн.тонн или +0,1%).

Отрицательный вклад внесли нефтеналивные грузы (-1,0 млн.тонн или -0,2%).

 

II.Динамика среднесуточной погрузки в 2016-2018 годах

 

Среднесуточная погрузка в апреле 2018 года на сети «РЖД» составила 3,63 млн.тонн в сутки и показала максимум начиная с 2015 года.

Положительная динамика показателя среднесуточной погрузки продолжает сохранятся, с незначительным ростом на 4 тыс.тонн по сравнению с мартом и ростом на 122 тыс.тонн к уровню I-его квартала 2018 года.

Среднесуточная погрузка по сравнению с апрелем 2017 года возросла на 120 тыс.тонн, по сравнению с апрелем 2016 года - на 253 тыс.тонн. 

 

III.Динамика грузооборота за апрель и 4 месяца 2018 года

 

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов в апреле 2018 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 5,1% и составил 274,6 млрд.ткм. Грузооборот без учета порожнего пробега вагонов также увеличился на 5,0% и составил 215,5 млрд.ткм.

Темпы прироста грузооборота возросли по сравнению с февралем, мартом -наметилось ускорение темпов прироста (5,0% против 3,9% и 4,3% соответственно). 

Темп роста грузооборота без учета порожнего пробега вагонов иных собственников впервые за последнее время оказался ниже темпа роста грузооборота за счет порожнего пробега, что в целом свидетельствует о снижении эффективности использования подвижного состава и  управления вагонным парком. Однако об устойчивой тенденции можно будет говорить только спустя нескольких месяцев.

 

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов по итогам 4 месяцев 2018 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 4,4% и составил 1086,6 млрд.ткм. Грузооборот без учета порожнего пробега вагонов увеличился на 4,8% и составил 852,0 млрд.ткм.

По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение темпов роста грузооборота. Для сравнения в 2017 году прирост грузооборота составлял 7,2% и 7,6% соответственно.

С учётом сохранения темпов роста погрузки на уровне 3-4% можно ожидать, что темп прироста грузооборота в 2-ом - начале 3-его квартала составит 4-5%.

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов иных собственников в апреле 2018 года (274,6 млрд.ткм) превысил как уровень 2016 года (267,0 млрд.ткм), так и уровень 2015 года (258,4 млрд.ткм).

Грузооборот без учёта порожнего пробега вагонов иных собственников в апреле 2018 года (215,5 млрд.ткм) превысил как уровень 2016 года (205,3 млрд.ткм), так и уровень 2015 года (189,9 млрд.ткм).

В апреле наблюдается традиционное снижение грузооборота по сравнению с мартом. Трехлетний тренд роста грузооборота сохраняется.

 

 

III.Темы роста погрузки и грузооборота в 2016-2018 годах

 

Темпы прироста погрузки в период 2016-2018 годов

(к аналогичному месяцу предыдущего периода)

Темпы прироста грузооборота в период 2016-2018 годов

(без учета пробега вагонов частных собственников)

(к аналогичному месяцу предыдущего периода)

 

На основе данных ОАО «РЖД» о погрузке и грузообороте за апрель и 4 месяца 2018 года.