Динамика погрузки и грузооборота на сети ОАО «РЖД»

в июле и за 7 месяцев 2018 года в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет

 

I.Динамика погрузки за июль и 7 месяцев 2018 года

 

Темпы прироста погрузки в июле по сравнению с месяцами первого полугодия 2018 года резко сократились и составили 0,9% против 3,0% в июне. Это минимальные темпы в годовом выражении начиная с августа 2017 года.

Погрузка в июле 2018 года достигла 107,6 млн тонн. При этом высокие темпы роста показали: черные металлы и лом (+8,0%), руда всякого рода (+7,5%), прочие грузы (+6,5%). Умеренный рост показала погрузка каменного угля и кокса (+3,7%).

Негативную динамику показали строительные грузы (-7,0%), химикаты и удобрения (-4,3%), нефтеналивные грузы (-1,0%). В структуре строительных грузов погрузка цемента уменьшилась на 3,4%, строительных материалов - на 10,2%, промышленного сырья и формовочных материалов - на 4,5%, лесных грузов увеличилась на 2,7%. Погрузка строительных грузов снижается третий месяц подряд.

Погрузка нефтеналивных грузов уменьшилась после двух месяцев роста, что связано с изменением ценообразования на российском топливном рынке и созданием запасов. В то же время она пока остается на уровне 2016-2017 годов.

По итогам 7 месяцев 2018 года погрузка составила 749,6 млн тонн и увеличилась на 3,0% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Рост в абсолютном выражении составил 22,1 млн.тонн.

Наилучшую динамику показали прочие грузы (+11,3%), черные металлы и лом (+9,4%).

Умеренную положительную динамику показали каменный уголь и кокс (+4,6%), руда всякого рода (+4,0%), химикаты и удобрения (+3,7%). При этом погрузка угля показывает существенное снижение темпов роста по сравнению с 2017 годом (+4,6% против +9,4%).

Существенное снижение показывает погрузка строительных грузов в размере -2,9% или -4,1 млн тонн к прошлому году.

Погрузка нефтеналивных грузов показывает негативную динамику (-0,1%), но сохраняется на уровне 2016 и 2017 годов (137,4 млн тонн против 137,5 и 136,5 млн тонн соответственно).

Положительная динамика погрузки прочих грузов объясняется ростом погрузки зерна (+51,4% или +6,4 млн тонн) и рекордным урожаем в Российской Федерации в 2017 году.

Погрузка в июле 2018 года увеличилась на 1,0 млн тонн (+0,9%) и достигла 107,6 млн тонн. Рост произошел за счет увеличения погрузки каменного угля и кокса (+1,1 млн тонн или +1,0%), руды всякого рода (+0,8 млн тонн или +0,8%), черные металлы и лом (+0,6 млн тонн или +0,6%) и прочие грузы (+0,6 млн тонн или +0,5%). Если бы погрузка остальных видов грузов осталась на уровне прошлого года, то рост составил бы 3,1 млн тонн или +2,9%.

Отрицательный вклад внесли строительные грузы (-1,6 млн тонн или -1,5%), химикаты и удобрения (-0,3 млн тонн или -0,3%), нефтеналивные грузы (-0,2 млн тонн или -0,2%).

Погрузка по итогам 7 месяцев 2018 года увеличилась на 22,1 млн тонн (+3,0%) и достигла 749,4 млн тонн. Наибольший вклад в рост внесли каменный уголь и кокс (+9,8 млн тонн или +1,3%), а также прочие грузы (+7,0 млн тонн или +1,0%).

Умеренный вклад внести черные металлы и лом (+4,7 млн тонн или +0,6%), руда всякого рода (+3,0 млн тонн или +0,4%), химикаты и удобрения (+1,8 млн тонн или +0,2%).

Отрицательный вклад внесли строительные грузы (-4,1 млн тонн или -0,6%), нефтеналивные грузы (-0,1 млн тонн или -0,01%).

 

II.Динамика среднесуточной погрузки в 2016-2018 годах

 

Среднесуточная погрузка в июле 2018 года на сети «РЖД» составила 3,47 млн тонн в сутки и показала снижение по сравнению с I-ым и II-ым кварталом 2018 года.

Среднесуточная погрузка по сравнению с июлем 2017 года возросла на 30 тыс.тонн, по сравнению с июлем 2016 года - на 103 тыс.тонн.

 

III.Динамика грузооборота за июль и 7 месяцев 2018 года

 

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов в июле 2018 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 5,1% и составил 278,3 млрд ткм. Грузооборот без учета порожнего пробега вагонов также увеличился на 5,3% и составил 219,3 млрд ткм.

В июле после 3-х месячной отрицательной динамики зафиксирован темп прироста грузооборота (5,3% против 3,2% в июне), что связано с ростом средней дальности перевозки на 4,3%.

Темп роста грузооборота за счет порожнего пробега вагонов иных собственников меньше темп роста грузооборота без его учёта на 0,7% (4,6% и 5,3% соответственно).

 

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов по итогам 7 месяцев 2018 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 4,4% и составил 1909,9 млрд ткм. Грузооборот без учета порожнего пробега вагонов увеличился на 4,6% и составил 1500,4 млрд ткм.

По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение темпов роста грузооборота. Для сравнения в 2017 году прирост грузооборота составлял 6,7% и 7,1% соответственно.

С учётом сохранения темпов роста погрузки на уровне 3-4% и роста средней дальности перевозки на 1% можно ожидать, что темп прироста грузооборота по итогам года составит 4-5%.

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов иных собственников в мае 2018 года (278,3 млрд ткм) превысил как уровень 2016 года (264,7 млрд ткм), так и уровень 2015 года (251,8 млрд ткм).

Грузооборот без учёта порожнего пробега вагонов иных собственников в апреле 2018 года (219,3 млрд ткм) превысил как уровень 2016 года (208,3 млрд ткм), так и уровень 2015 года (197,8 млрд ткм).

В июле 2018 года наблюдается традиционное увеличение грузооборота по сравнению с июнем за счет числа дней. Трехлетний тренд роста грузооборота сохраняется.

 

III.Темы роста погрузки и грузооборота в 2016-2018 годах

 

Темпы прироста погрузки в период 2016-2018 годов

(к аналогичному месяцу предыдущего периода)

Темпы прироста грузооборота в период 2016-2018 годов

(без учета пробега вагонов частных собственников)

(к аналогичному месяцу предыдущего периода)

 

На основе данных ОАО «РЖД» о погрузке и грузообороте за июль и 7 месяцев 2018 года.