Динамика погрузки и грузооборота на сети ОАО «РЖД»

в июне и за 6 месяцев 2018 года в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет

 

I.Динамика погрузки за июнь и 6 месяцев 2018 года

 

Темпы прироста погрузки в июне незначительно снизились по сравнению с маем, но по-прежнему в целом соответствуют уровню IV квартала 2017 - I квартала 2018 года.

Погрузка в июне 2018 года достигла 106,9 млн тонн. Рост по сравнению с июнем прошлого года составил 3,0%. Высокие темпы роста показали все виды грузов за исключением строительных материалов и нефтеналивных грузов: черные металлы и лом (+17,4%), прочие грузы (+7,9%), руда всякого рода (+7,9%), каменный уголь и кокс (+4,8%), химикаты и удобрения (+4,5%).

Умеренные темпы роста показали нефтеналивные грузы (+1,6%). По сравнению с маем 2018 года темпы снизились на 2,8 процентных пункта. Ускорение темпов роста погрузки нефтеналивных грузов в мае-июне связано с нестабильностью на рынке топлива и отменой акцизов с 1 июля и созданием предприятиями запасов по действующим до повышения ценам. До этого в марте и апреле динамика колебалась на уровне 2017 года.

Негативную динамику по итогам июня, как и в мае, показали только строительные грузы (-7,6%). Причем погрузка цемента уменьшилась на 10,3%, строительных материалов - на 10,5%, промышленного сырья и формовочных материалов - на 8,8%. Погрузка лесных грузов при этом возросла на 5,4%. Погрузка строительных грузов снижается четвертый месяц подряд.

Тяжелая ситуация с падением перевозок строительных грузов отчасти объясняется проведением Чемпионата Мира по футболу и сокращенным периодом проведения строительных работ в летний сезон. Перевозки строительных грузов в целом ожидаемо могут показать отрицательную динамику по итогам года, с некоторым оживлением в конце III-его – IV-ого кварталов 2018 года.

По итогам 6 месяцев 2018 года погрузка составила 641,8 млн тонн и увеличилась на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Рост в абсолютном выражении составил 21,1 млн тонн.

Наилучшую динамику показали прочие грузы (+12,1%), черные металлы и лом (+9,7%).

Умеренную положительную динамику показали химикаты и удобрения (+5,1%), каменный уголь и кокс (+4,8%), руда всякого рода (+3,4%). При этом погрузка угля показывает существенное снижение темпов роста по сравнению с 2017 годом (+4,8% против +9,1%).

Погрузка нефтеналивных грузов показывает незначительную динамику (+0,1%) и в целом сохраняется на уровне 2016 и 2017 годов (117,9 млн тонн против 117,8 и 116,5 млн тонн соответственно). Однако повышение цен на топливо в мае-июне в итоге окажет негативное влияние на объемы перевозок этого вида грузов во 2-ом – 4-ом кварталах 2018 года. По итогам года ожидается незначительное снижение погрузки нефтеналивных грузов.

Существенное снижение погрузки показывают строительные грузы (-2,1%). При этом негативную динамику показывают цемент, строительные материалы, промышленное сырье и формовочные материалы, а положительную динамику – лесные грузы. По итогам III-ого - IV-его кварталов погрузка строительных материалов может снизиться на 5-10%.

Положительная динамика погрузки прочих грузов объясняется ростом погрузки зерна (+56,5% или +5,2 млн тонн) и рекордным урожаем в Российской Федерации в 2017 году.

Погрузка в июне 2018 года увеличилась на 3,1 млн тонн (+3,0%) и достигла 106,9 млн тонн. Наибольший вклад в рост внесли каменный уголь и кокс (+1,4 млн тонн или +1,3%) и черные металлы и лом (+1,2 млн тонн или +1,2%).

Умеренный вклад внесли руда всякого рода (+0,9 млн тонн или +0,8%), прочие грузы (+0,7 млн тонн или +0,7%), нефтеналивные грузы (+0,3 млн тонн или +0,3%), химикаты и удобрения (+0,3 млн тонн или +0,3%).

Отрицательный вклад внесли строительные грузы (-1,7 млн тонн или -1,6%).

Погрузка по итогам 6 месяцев 2018 года увеличилась на 21,1 млн тонн (+3,4%) и достигла 641,8 млн тонн. Наибольший вклад в рост внесли каменный уголь и кокс (+8,7 млн тонн или +1,4%), а также прочие грузы (+6,4 млн тонн или +1,0%).

Умеренный вклад внести черные металлы и лом (+4,1 млн тонн или +0,7%), руда всякого рода (+2,2 млн тонн или +0,4%), химикаты и удобрения (+2,1 млн тонн или +0,3%), нефтеналивные грузы (+0,1 млн тонн или +0,02%).

Отрицательный вклад внесли строительные грузы (-2,5 млн тонн или -0,4%).

 

II.Динамика среднесуточной погрузки в 2016-2018 годах

 

Среднесуточная погрузка в июне 2018 года на сети «РЖД» составила 3,563 млн тонн в сутки и показала рост по сравнению с маем 2018 года на 5 тыс. тонн.

Среднесуточная погрузка во II-ом квартале 2018 составила 3,58 млн тонн в сутки с ростом +0,07 млн тонн к уровню I-ого квартала 2018 года.

Среднесуточная погрузка по сравнению с июнем 2017 года возросла на 103 тыс. тонн, по сравнению с июнем 2016 года - на 187 тыс. тонн.

 

III.Динамика грузооборота за июнь и 6 месяцев 2018 года

 

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов в июне 2018 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 3,3% и составил 266,2 млрд ткм. Грузооборот без учета порожнего пробега вагонов также увеличился на 3,2% и составил 209,4 млрд ткм.

В июне снижением темпов прироста грузооборота продолжилось (3,2% против 4,4% и 5,2% в мае и апреле соответственно), что связано со стабилизацией темпов прироста погрузки на уровне 3,5% и нулевым приростом дальности перевозок.

Темп роста грузооборота за счет порожнего пробега вагонов иных собственников превысил темп роста грузооборота без его учёта, что в целом свидетельствует о снижении эффективности использования подвижного состава и управления вагонным парком.

 

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов по итогам 6 месяцев 2018 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 4,3% и составил 1631,6 млрд ткм. Грузооборот без учета порожнего пробега вагонов увеличился на 4,5% и составил 1281,1 млрд ткм.

По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение темпов роста грузооборота. В июне 2017 года прирост грузооборота составлял 7,0% и 7,5% соответственно. Темпы роста грузооборота находятся в двухлетнем ниспадающим тренде.

В целом с учётом сохранения темпов роста погрузки на уровне 3% и роста средней дальности на 1% можно ожидать, что темп прироста грузооборота по итогам года составит около 4%.

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов иных собственников в июне 2018 года (266,2 млрд ткм) превысил как уровень 2016 года (257,6 млрд ткм), так и уровень 2015 года (241,7 млрд ткм).

Грузооборот без учёта порожнего пробега вагонов иных собственников в июне 2018 года (209,4 млрд ткм) превысил как уровень 2016 года (202,9 млрд ткм), так и уровень 2015 года (188,9 млрд ткм).

В июне 2018 года наблюдается традиционное уменьшение грузооборота по сравнению с маем за счет числа дней. Трехлетний тренд роста грузооборота с равномерным замедлением темпов прироста в июне сохранился.

 

III.Темы роста погрузки и грузооборота в 2016-2018 годах

 

Темпы прироста погрузки в период 2016-2018 годов

(к аналогичному месяцу предыдущего периода)

Темпы прироста грузооборота в период 2016-2018 годов

(без учета пробега вагонов частных собственников)

(к аналогичному месяцу предыдущего периода)

 

На основе данных ОАО «РЖД» о погрузке и грузообороте за июнь и 6 месяцев 2018 года.